Система варнашрама

Уддхава сказал: «В предшествующую эпоху Ты учил тому, как люди, занимающиеся различным делом и принадлежащие к разным слоям общества, могут достигнуть Тебя. Этот свод законов о варне [сословиях) и ашраме (порядке жизни) почти полностью забыт. Не будет ли Тебе угодно рассказать мне о нем?»

Господь Кришна сказал: «В Сатья-югу все люди были Хамса – чистые, благородные, знавшие самоограничение и имевшие духовные устремления. В последующую эпоху, Трета-югу, из космического человека образовалось четыре касты – брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры, развившиеся соответственно из его уст, рук, бедер и ног. Четыре уклада жизни (жизнь домохозяина, жизнь ученика, соблюдающего безбрачие, жизнь отшельника и орден отрекшихся) соответственно имели обиталище в Моих чреслах, сердце, груди и голове; отсюда они получили свою природу и характерные особенности.

Самоконтроль, умиротворенность, аскетизм, чистота, удовлетворенность, правдивость, сострадание и преданность Мне составляют природу брахманов. Проворство, твердость, доблесть, стойкость, щедрость, находчивость и преданность Высшему Существу составляют природу кшатриев. Вера в священные писания и Бога, милосердие, смирение, служение Господу и святым и честолюбивое стремление к благополучию составляют природу вайшьев. Служение всем людям из вышеперечисленных каст, служение коровам и Богу, удовлетворенность тем, что в результате этого они получают, составляет природу шудр. Непотребство, лживость, воровство, ересь, враждебность, похоть и гнев составляют природу тех, кто не принадлежит ни к какой касте. Ненасилие, правдивость, воздержание от воровства, свобода от похоти, гнева и алчности, любовь и исполненное любви служение всем являются всеобщими обязанностями.

Ученик должен прийти в дом наставника и проводить жизнь, полную сурового самоконтроля и учения, относясь к своему гуру как к Богу. Ученик, соблюдающий обет безбрачия, никогда не должен испускать семени. Если семя по воле случая выбрасывается самопроизвольно, брахмачари должен немедленно принять омовение в воде, подчинить контролю свое дыхание с помощью пранаямы и повторить Гайятри-мантру. Ученик должен относиться к учителю как ко Мне самому и никогда не пренебрегать им. Никто не должен завидовать ему, считая его обыкновенным человеком, ибо он является воплощением всех полубогов. Если ученик-брахмачари желает подняться на планеты Махарлоку или Брахмалоку, то он должен полностью посвятить свою деятельность духовному учителю и, соблюдая великий обет постоянного безбрачия, посвящать себя высшему изучению Вед.

Если его не интересует жизнь домоправителя, ему следует очистить себя посредством многочисленных самоограничений и служения гуру, соблюдая постоянное безбрачие и сияя лучезарностью преданности. С другой стороны, тот, кто пожелает, может, покинув дом гуру, жениться и вести простую и божественную жизнь. В случаях крайней надобности и бедствий, человек может заняться чужой работой или ремеслом, но как только необходимость проходит и беды исчезают, каждый должен возвратиться к своему истинному занятию.

Домоправитель должен постоянно следить за тем, чтобы не привязываться к жене, сыновьям и другим близким, которые подобны лишь спутникам в длительном путешествии и не более. Я являюсь защитником всех существ, и потому человек не должен предаваться ложным представлениям об ответственности перед семьей и близкими, но рассматривать все свои обязанности домоправителя как поклонение Мне. Все дваждырож-денные – брахманы, кшатрии и вайшьи – должны совершать жертвоприношение, изучать Ведическую литературу и подавать милостыню.

Но только брахманы принимают милостыню, учат Ведическому знанию и совершают жертвоприношение в интересах других. Брахман, который считает, что принятие милостыни от других уничтожит его аскетизм, духовную власть и славу, должен поддерживать себя при помощи двух других брахманических занятий, а именно, – обучением Ведическому знанию и совершением жертвоприношения. Если брахмана считает, что эти два занятия также уменьшают его духовные заслуги, то он должен собирать оставшиеся зерна на полях и жить, не завися от других.

Домохозяин должен ежедневно поклоняться мудрецам изучением Вед, предкам – предложением мантры свадха, полубогам – воспеванием сваха, всем воплощенным существам – предложением долей своей еды, и человеческим существам – предложением зерен и воды. Таким образом, считая полубогов, мудрецов, предков, всех существ и людей проявлениями Моей энергии, он должен ежедневно совершать пять жертвоприношений. Домохозяин должен поддерживать семью либо деньгами, что приходят сами по себе, либо тем, что достигается честным исполнением его собственных обязанностей. В соответствии со своими средствами каждый должен совершать жертвоприношения и другие религиозные церемонии.

Домохозяин, принимающий на себя заботу о членах семьи, не должен привязываться к ним. Общество детей, жены, родственников и друзей в точности подобно короткой встрече прохожих. Домохозяин, который поклоняется Мне исполнением своих семейных обязанностей, может оставаться дома, направиться в святое место или, если он имеет достойного сына, принять отречение (саннъясу)».