Сладчайшие отношения с богом

Шукадева сказал: «В те осенние вечера, наполненные ароматом цветов маллики, Бхагаван пожелал порадовать Себя, обратившись к Йогамайе.

Кажется странным, что Бог Любви увлекся наслаждением с чужими женами. Но на самом деле это не так. Ведь мы читаем «обратившись к Йогамайе», «Наслаждаться наслаждением Я», «Покоренные Самим Богом Любви», «Наслаждением, включающим все Я» и иные сходные пассажи, которые подчеркивают абсолютную зависимость от Я. А потому эта демонстрация сладостных игр (расы) означает только описание победы над богом чувственной любви (Камы). Такова истинная правда. Более того, эта любовная история, пять глав о Расе, приведены, чтобы подчеркнуть полное неприятие мирских отношений. (Шридхара)

К этому времени Луна взошла над горизонтом. Как любовник, воссоединившийся со своей возлюбленной после долгой разлуки, красит ее лицо оранжевым шафраном, так и Луна окрасила лик востока тончайшими оттенками оранжевых лучей, уносящими прочь все людские горести. Кришна смотрел на полный диск Луны, возлюбленной цветка Кумуд, на ее сияние, словно лик Лакшми, на шафранные оттенки оранжевого цвета, на лес, освещенный нежным лунным светом, и Он заиграл песню, столь сладостную, что она захватила сердца прекрасных женщин.

Услыхав эту песню, воспламеняющую страсть, женщины Враджи, ум которых уже был поглощен Кришной, бросились туда, где находился их возлюбленный. Они не обращали никакого внимания друг на друга, их серьги метались из стороны в сторону.

Некоторые оставили свои дома в тот момент, когда доили коров. Другие не стали дожидаться, когда вскипит молоко, поставленное на плиту. Некоторые не сняли кипящую кашу с очага. Кто-то кормил ужином членов семьи, кто-то поил молоком своих детей. Некоторые помогали мужьям, а некоторые ели сами. Но все они побросали свои дела. Они оставили все свои хозяйственные обязанности и поспешили к Кришне, забыв причесаться и украсить себя.

Услышав голос, подсказывающий, где находится Кришна, гопи неудержимо устремились к нему. Своим действием они показали, что здесь и сейчас они полностью отвергают всю деятельность, которая им предписывалась тремя целями жизни – дхармой, артхой и камой. Они побросали работу недоделанной и направились прямо к Кришне. Шридхара.

Никто не мог вернуть их назад, ни мужья, ни братья, ни друзья. Их сердца были полностью очарованы Говиндой. Они не вернулись.

Некоторые гопи, находившиеся в домах, не могли выбраться наружу. Но их мысли также были полностью отданы Кришне, и теперь они с закрытыми глазами устремились к Кришне в своих умах.

Все грехи были стерты острой болью непереносимой разлуки с самым дорогим существом, кармические заслуги от хорошо сделанной работы были отброшены силой абсолютного наслаждения объятиями Кришны в медитации, все их оковы пали в тот самый момент, как пастушки-гопи отбросили свои тела, состоящие из трех гун, и слились с Кришной, как со своим возлюбленным.

Но как же они могли отбросить свое тело, построенное из гун, если еще не познали Кришну в качестве Параматмана, а знали его исключительно как возлюбленного, то есть имели связь, порожденную гунами? Но вещь не зависит от тех свойств, которые ей кто-либо приписывает в своем уме. Это все равно, что пить нектар, не зная всех его свойств. Важен результат. Но тут обнаруживается другая трудность. Гопи имели свою Прарабдха карму, то есть карму, являющуюся причиной нынешнего рождения, включая все его условия. А Прарабдха карма исчерпывается только после ее проработки. Так вот, ограниченные Прарабдха кармой, как они могли отбросить свои тела? Так, в тексте сказано: «Все их оковы пали в тот же момент». Но ведь прарабдха не может быть исчерпана без страданий и наслаждений. Куда же девались страдания и наслаждения в этом случае? Почему сказано «все грехи были стерты»? Дело в том, что величайшее страдание, причиняемое разлукой, исчерпало все прегрешения, а величайшее наслаждение объятиями Кришны разбило все оковы, порождаемые заслугами. Поэтому, когда Параматман оказался достигнут в процессе интенсивной медитации, страдания и наслаждения этого момента полностью искоренили карму, и гопи отбросили свои тела, построенные из гун. Шридхара.

Парикшит спросил: «О Муни, они познали Кришну только как восхитительного человека, а не как Брахмана. То есть, гопи ошибались в своей оценке Кришны. Как же они смогли остановить поток гун?»

Шукадева ответил: «О царь, еще раньше я рассказывал, как Шишупала достиг совершенства, испытывая вражду к Хришикеше (к Кришне как властителю чувств). Что же говорить о тех, кому Кришна дорог? Бхагаван проявляет себя ради самого настоящего освобождения людей, Он бесконечен, безмерен, свободен от гун и контроля с их стороны. Неколебимо направьте на Хари любое чувство, будь то чувство любви, гнева, страха, привязанности, родства или преданности, и вы будете заполнены Им. Не удивляйтесь этому. Ибо Кришна – Царь всех царей йоги. Благодаря Ему свободы достигают все, даже низшие формы жизни.

Когда женщины Враджи приблизились к Нему, Он сказал: «Здравствуйте, прекрасные! Какое благо могу Я для вас совершить? Все ли в порядке во Врадже? Скажите Мне, ради чего вы сюда пришли. Ночью так страшно, вокруг бродят опасные звери. Возвращайтесь во Враджу. Здесь не место для женщин. У вас есть матери, отцы, сыновья, братья и мужья. Они ищут вас. Не причиняйте боли своим друзьям. Чего еще? Ведь вы сейчас созерцаете лес, наполненный цветами, залитый нежными лучами полной Луны. Деревья во всей их красе мягко колышут тонкими ветвями под действием легкого ветерка, что дует с Ямуны. Возвращайтесь теперь назад, о добродетельные девушки. Поспешите в свои дома и присматривайте за своими мужьями. Там уже плачут ваши дети и телята. Идите и дайте им напиться.

А может быть, вы пришли сюда, движимые своей любовью ко Мне, так это правильно и подобающе, ибо Меня любят все люди. Преданность мужу – вот единая и великая религия для женщин. Они должны стремиться к благосостоянию своих друзей и рожать детей. Мужья могут оказаться порочными, старыми, больными или бедными. Но те, кто устремлен к высшим мирам, не должны оставлять своих мужей. Связь с тем, кто не является мужем, подрывает репутацию и неприемлема. Вы можете лелеять любовь ко Мне, но иным способом, без близкого общения. А потому, возвращайтесь по домам».

Некоторое время гопи стояли пораженные. Потом их стало переполнять горе. Ведь они все покинули ради Кришны, и им было так больно слышать от Него такие суровые слова. Наконец, они смогли заговорить: «О Господь, Тебе не пристало произносить такие суровые слова. Мы оставили все и прибегли к Твоим стопам. А ведь Тебя трудно достичь. Не покинь нас, но, пожалуйста, думай о нас так же, как Величайший Господь думает о тех, кто стремится к свободе. А Ты, о любовь, говорил о нашем долге перед мужьями, сыновьями и друзьями так, как будто Ты – религиозный проповедник, но ведь Ты сам – цель всех религиозных предписаний. А потому оставь их в покое. Ты же – величайший друг всех существ, ибо, поистине, являешься их собственным Я. Что им, соединенным с Тобой, источником радости, делать с мужьями или сыновьями, источниками несчастья? А потому, будь благосклонен к нам, позволь нам служить Тебе».

Тронутый их жалобной просьбой, Кришна присоединился к их обществу. Гордые Его близостью, гопи стали думать о себе как о самых выдающихся женщинах земли. Чтобы подправить утерянное ими равновесие ума, вызванное такой удачей и гордыней, Кришна немедленно исчез из их круга. Гопи были безутешны. Их сердца были очарованы движениями и жестами Кришны. Поэтому они стали подражать движениям Кришны и даже стали называть друг друга Кришной. Они громко пели хором и суматошно искали Кришну во всех рощах и лесах. Они спрашивали деревья, не видали ли те их возлюбленного. Они расспрашивали кусты, землю и оленей. Потерпев, наконец, неудачу, они вновь стали воспроизводить подвиги Кришны. Некоторые разыгрывали роль Путаны или других асуров, а иные играли роль самого Кришны, когда Он свершал те или иные из многочисленных деяний. Потом они вновь начали расспрашивать растения. И тут они обнаружили отпечатки ступней Кришны, помеченные божественными символами (флагом, лотосом, молнией и стрекалом). Проследив эти следы чуть дальше, они увидели, что те смешались со следами, оставленными какой-то девушкой. Тут гопи вскричали:

«Поистине, эта девушка должна совершить преданную молитву [арадхану) Господу. Говинда покинул нас, чтобы тайно встретиться с ней. Священны даже пылинки со стоп Говинды; даже Брахма, Шива и Лакшми носят их на своих головах, чтобы искупить свои грехи. Посмотрите, мы больше нигде не можем разглядеть следов этой девушки. Похоже, здесь Кришна нес ее на Своей спине, поэтому Его следы так глубоки. А здесь Он ее опустил на землю, чтобы сорвать цветок, и касался земли только пальцами, поэтому следы такие неотчетливые. …Ага, а здесь Он посадил девушку к Себе на колени и украсил ее волосы цветами». А что же с той девушкой? Она посчитала, что уж если Кришна уделил ей такое особое внимание, то удача благоволит ей. С этим чувством своего превосходства она и заговорила с Кришной: «Я не могу идти. Отнеси меня туда, куда я хочу, на Своей спине». Кришна сказал: «Садись ко Мне на спину». Но когда она так сделала, Кришна исчез. Когда девушки ее нашли, она громко плакала. Они выслушали ее историю и были очень удивлены.

Девушке, которая совершала Арадхану, обращенную к Хари, читателю следует уделить особое внимание. Это Радхика. Слово Радхика буквально и означает ту, что совершала Радхану или Арадхану.

Все пастушки-гопи возвратились в лес и продолжали искать Кришну, пока светила Луна. Они прекратили поиски, только когда стало совсем темно. Все их мысли были направлены на Кришну, все разговоры были только о Нем, все движения и жесты повторяли Его, песни их касались только Его деяний. Потому гопи, переполненные Кришной, совсем не думали о своих домах. Они отправились на берег Ямуны и хором пели о Кришне, моля Его вернуться. «Ты вовсе не сын Яшоды. Ты – глубочайший провидец всех вещей. Уступив мольбам Брахмы, Ты, о друг, появился в роду Сатватов, чтобы защитить всю Вселенную». В то время, как гопи изливали свою скорбь в подобных песнях, Кришна вдруг появился перед ними с улыбкой на лице. Они окружили Его и были так счастливы Его видеть, что их радость достигла своей высочайшей точки. Гопи расстелили на берегу свои верхние одеяния, чтобы Он мог усесться на них. Когда Он сел, они обратились к Нему с такими словами: «Некоторые ищут только тех, кто ищет их, другие поступают наоборот (ищут тех, кто их совсем не ищет), иные же не ищут ни тех, кто их ищет, ни тех, кто их не ищет. Пожалуйста, скажи нам, почему это так».

И сказал Шри Кришна: «Те, что ищут друг друга, движимы эгоизмом. В таком союзе нет ни дружбы, ни добродетели. Все это делается только для удовлетворения самости. Те, что ищут того, кто к ним не стремится, либо добросердечные люди, либо движимы любовью, сродни родительской. В первом случае – это чистая добродетель, а во втором – дружба.

Те же, кто не стремится к людям, что стремятся к ним, а еще меньше ищут контактов с теми, кто к ним самим не стремится, разделяются на следующие четыре категории:

  1. Те, кто ищет удовольствие только в себе, но не в окружающем мире;

  2. Те, кто пресыщен;

  3. Те, кто неблагодарен;

  4. Те, кто коварен.

Но Я не принадлежу ни к одной из этих категорий. Я не стремлюсь к тем, кто ищет Меня, для того, чтобы побудить их к постоянным поискам Меня. Ибо, если бедняк обретет сокровище, а потом потеряет его, то чувство потери настолько переполняет его, что в его ум уже не могут войти никакие другие мысли. То есть, Я не демонстрирую открыто своей благосклонности преданному, чтобы поддержать в нем устойчивое чувство преданности. В этом проявляется высочайшая доброта и дружба. Вы во имя Меня отвергли все мирские связи, предписания Вед и даже своих родственников. Я же стремлюсь к вам скрытно, незримо. Поэтому вы действительно должны сердиться на Меня. Живя жизнью Бога, Я не могу ответить вам такой же преданностью, как ваша, так как вы, чтобы найти Меня, разметали в стороны и порвали все семейные связи. Потому, пусть ваша добродетель будет вам единственной наградой за преданность».