Сошествие Ганги

Шри Шукадева сказал:

Вамана, воплощение Вишну, попросил у Бали Махараджа три шага земли. Первым шагом он покрыл всю землю. Затем Вамана поднял свою ногу в небеса и ногтем большого пальца левой ноги проткнул отверстие в оболочке вселенной (вселенского яйца). Через это отверстие во вселенную хлынули воды Причинного океана. Этот поток называется Гангой. Омывая лотосные стопы Господа, покрытые красным порошком, вода Ранги приобретает прекрасный розоватый оттенок. Так как она соприкасается со стопами Вишну, она называется Вишнупади. После тысячи юг вода Ганги нисходит на Дхрувалоку, называемую мудрецами Вишнупада. Дхрува каждый день принимал потоки воды на свою голову с великой преданностью.

Семь великих мудрецов удерживали воды Ганги на пучках волос на своих головах. Они считали это высшим благом, высшим подвижничеством и лучше, чем освобождение (мукти). После того, как воды Ганги освящают семь планет близ Дхрувалоки (Полярной Звезды), миллиарды небесных колесниц (виманов) несут ее по пути полубогов. Затем Ганга проходит через Луну (Чандралоку) и в конце достигает обители Брахмы на вершине Меру. Далее с вершин Гималаев она течет через всю землю Индии, освящая ее. Небесные колесницы несут воды Ганги от планет полубогов к другим планетам. На вершине Меру Ганга разделяется в четыре потока, которые несут воды к океану. Река Сита течет через Брахмапури вниз к близлежащим вершинам гор Кешарачала. От Кешарачалы Ганга течет к вершинам Гандхамадана и затем протекает по земле Бхадрашва-варши. В конце она впадает в океан соленой воды на западе.

Поток Ганги, называемый Чакшу, протекает близ вершины горы Мальяван, водопадом нисходит на землю Кетумала-варши и впадает в океан соленой воды на западе.

Бхандра течет от Сумеру через вершины Кумуда, Нила, Швета и Шрингаван. Затем проходит через Куру-варшу и впадает в соленый океан на севере.

Алакананда протекает с северной стороны Брахмапури. Проходя через горные вершины различных земель, она с огромной силой падает на вершины гор Хемакута и Химакута. После этого она низвергается в Бхарату-варшу и, пройдя ее, впадает на юге в соленый океан. Существуют тысячи других рек, которые считаются дочерьми горы Меру.

Среди девяти варш Бхарата-варша считается полем кармы. Мудрецы утверждают, что восемь других варш предназначены для очень благочестивых существ [сваргина]. После возвращения с небесных планет они наслаждаются остатками плодов своих благочестивых действий в этих восьми варшах.

Существуют три вида небесных, или райских, планет – дивья-сварга, бхаума-сварга и била-сварга, низшие райские планеты.

На восьми варшах Джамбудвипы существа живут десять тысяч человеческих лет. Все жители подобны там полубогам. Они обладают силой десяти тысяч слонов. Их жизнь проходит в наслаждении с прекрасными женщинами. И женщины беременеют только последние годы жизни. Жизнь там такая же, как в Трета-югу.

Чтобы явить Свою милость девяти варшам, Всевышний Господь Нараяна проявляет себя в четырех экспансиях (чатур-вьюхе) – Васудева, Санкаршана, Прадьюмна и Анируддха.

Планета Васудевы – Ведавати. Эта Вайкунтха-планета покрыта водой. На Вишнулоке, находящейся выше Сатья-локи, обитает Санкаршана. Дварака-пури – обитель Прадьюмны. На острове, называемом Швета-двипа, есть океан молока, посреди этого океана находится Айравати-пури, где Анируддха возлежит на Ананте. В некоторых саттвата-тантрах описываются девять варш и господствующие Божества на них: 1. Васудева. 2. Санкаршана. 3. Прадьюмна. 4. Анируддха. 5. Нараяна. 6. Нрисимха. 7. Хайягрива. 8. Махава-раха. 9. Брахма (В этом случае Брахма – вишну-таттва).

В Илаврита-варше Господа Шиву окружают десять миллионов служанок богини Дурги. Санкаршана, несомненно, трансцендентен, но поскольку Его действия по разрушению мира находятся в гуне тамас, он называется тамаси, проявление Господа в тама-гуне. Господь Шива знает, что Санкаршана – первоначальная причина его существования, и поэтому он всегда медитирует на него в трансе, воспевая мантру:

Ом намо бхагавате маха-пурушая сарва гуна санкхйанайа-нантайавйактайа нама ити.

«О Всевышний Бог, я предлагаю почтительные поклоны Тебе в образе Господа Санкаршаны. Ты источник всех божественных качеств. Ты бесконечный, и Ты сокрыт для непреданных».