Сотворение Рудры, Кумаров и Ману

Майтрея сказал:

Теперь я поведаю тебе о том, что сотворил Брахма.

Сначала Брахма сотворил пять видов невежества. Андха-тамисра – чувство смерти. Тамисра – гнев, вызванный крушением надежд. Маха-моха – чувство ложного господства. Моха – иллюзорное представление. Тамас – невежество в самопознании.

Брахма остался недоволен этим сотворением, считая его греховным, и он очистил себя посредством медитации на Верховного Господа. Затем он начал другое творение и создал четырех великих мудрецов – Санаку, Сананду Санатану и Санаткумара. Сотворив их, Брахма сказал: «Мои сыновья, теперь создавайте потомство». Из-за привязанности к Всевышнему Господу Васудеве они стремились к освобождению, и поэтому выразили свое нежелание. Брахма, разгневанный нежеланием сыновей подчиниться приказу, пытался сдержать свой гнев. Но гнев вышел между его бровей, и одновременно появился красно-синий ребенок.

Из межбровья Брахмы появился Рудра сине-красного цвета. Синее – это невежество, а красный цвет – страсть. Гнев – это продукт страсти и невежества.

Родившись, Господь Шива начал кричать: «О учитель вселенной, дай мне имя и обитель». Всемогущий Брахма успокоил ребенка ласковыми словами и пообещал: «Не кричи. Я исполню твое желание. Так как ты очень требовательно кричишь, все люди будут называть тебя Рудра. Я уже выбрал место для тебя – это сердце, чувства, воздух жизни, пространство, воздух, огонь, вода, земля, солнце, луна и подвижничество. Ты уже имеешь одиннадцать имен: Манью, Ману, Махинаса, Махан, Шива, Ритадхваджа, Уграрета, Бхава, Кала, Вамадева и Дхритаврата.

У тебя есть одиннадцать жен: Дхи, Дхрити, Расала, Ума, Ниют, Сарпи, Ила, Амбика, Иравати, Свадха и Дикша. Теперь ты владыка воплощенных существ и поэтому должен увеличивать население мира. Рудра сотворил много детей, подобных себе силой, образом и качествами, которые, собравшись вместе, пытались поглотить (уничтожить) всю вселенную. Когда Брахма увидел это, он стал опасаться за творение и сказал Рудре: «О лучший из полубогов, не стоит создавать таких существ. Они начали испепелять все вокруг языками пламени, выходящими из их глаз, и они даже напали на меня. Мой сын, займись лучше подвижничеством, которое является благом для всех существ. Посредством подвижничества ты сможешь сотворить такую же вселенную, как прежде. С помощью подвижничества ты сможешь достигнуть Верховного Господа, пребывающего в сердце каждого воплощенного существа, и в то же время вне всех чувств».

Согласившись, Рудра обошел своего отца и ушел в лес для совершения аскез. Брахма подумал о сотворении существ и создал десять сыновей: Маричи, Атри, Ангиру, Пуластью, Пулаху, Крату, Бхригу, Васиштху, Дакшу и Нараду. Нарада родился из сердца Брахмы, Васиштха – из дыхания, Дакша – из большого пальца, Пуластья – из ушей, Ангира – изо рта, Атри – из глаз, Маричи – из ума, а Пулаха – из пупка Брахмы. Религия появилась из груди Брахмы, где пребывает Верховный Господь Нараяна, а нерелигиозность возникла из спины Брахмы, где пребывает ужасающая смерть. Похоть и желание появились из сердца Брахмы, гнев – из его бровей, жадность – из его губ, сила речи – изо рта, океан – из его детородного органа, а греховные и отвратительные действия – из его ануса, источника всех грехов. Мудрец Кардама появился из его тени. Таким образом, все появилось от тела и ума Брахмы.

У Брахмы появилась страсть к своей дочери Вак. Мудрецы, его сыновья, осудили Брахму и удержали его от связи с ней. Брахма, пристыженный словами сыновей, оставил свое тело. Позднее это тело распространилось во всех направлениях как опасная мгла.

Однажды, когда Брахма думал, как сотворить мир, из его четырех ртов появились четыре Веды. Появились четыре необходимых элемента для проведения огненного жертвоприношения: совершающий (певец), предлагающий, огонь и действия, совершенные согласно Упа Ведам. Также появились четыре принципа религиозности (правдивость, аскетизм, чистота, милосердие) и обязанности четырех укладов жизни (ашрамов).

Начиная от первого лица Брахмы, постепенно появились четыре Веды – Риг, Яджур, Сама и Атхарва. Затем возникли ведические гимны (шастры), непроизносимые прежде, ритуалы, стути-стома – молитвы и трансцендентные действия. Он также сотворил медицинскую науку (аюрведу), военное искусство (дханур-веду) и музыкальное искусство (гандхарва-веду]. Они все относятся к ведическому знанию. Затем из всех своих ртов он создал пятую Веду – пураны и итихасы. Из восточного рта Брахмы появились все огненные жертвоприношения (шодаши, иктха, пуруши, агништома, апторъяма, атиратра, ваджапея и госава).

Образование (видья), милосердие (данам), подвижничество (тапас) и правдивость (ватья) считаются четырьмя ногами религии, и чтобы понять их, существуют четыре уклада жизни [(ашрама) и четыре сословия.

Четыре деления уединенного образа жизни – это вайкханаса (люди, которые отказались от активной жизни и живут на полувареной пище), валакхилъя (те, кто оставил свою семью, запасы зерна и склонности на получение большего), аудумбара (живущий за счет получаемого там, куда направляется, встав с постели), пхенапа (тот, кто живет фруктами, которые сами падают с дерева). Четыре ступени в саньясе: кути-чака – жизнь в семье без привязанности; бахвада – отказ от материальных действий и полное участие в трансцендентном служении; хамса – полное погружение в духовное знание; нишкрия – прекращение всех видов деятельности. Все эти стадии появились от Брахмы.

Наука логики, цели ведической жизни (артха, кама, дхарма и мокша), закон и порядок, моральные законы, прославленные гимны – бхух, бхувах и свах – появились из уст Брахмы, а пранава омкара появилась из его сердца.

Искусство литературного выражения, ушник, произошло от волос тела всемогущего Праджапати. Размер гаятри возник от кожи, триштуп – от крови; ануштуп – от вен, а джагати – от костей владыки существ. От костного мозга возникло искусство написания стихов (панкти), от жизненного дыхания – брихати, другой стихотворный размер.

Душа Брахмы появилась как спарша (буквы от «ка» до «ма» в санскрите), его тело – как гласные; его чувства – как буквы типа ушманат, его сила – как антахстхах («йа», «ра», «ва», «ла»), и действия его чувств – как семь музыкальных нот.

Брахма принял другое тело, в котором половая жизнь не запрещена, и так принял участие в творении.

Брахма начал размышлять, как увеличить потомство. И во время размышления из его тела возникли два других тела. Они известны как тела Брахмы. Эти два вновь рожденных существа соединились в половом акте. Имеющий образ мужчины стал называться Ману, а женщину стали звать Шатарупа. И они постепенно увеличили население через половые отношения. У Ману с Шатарупой появилось пять детей: два сына – Прияврата, Уттанапада, и три дочери – Акути, Девахути и Прасути. Ману отдал Акути в жены Ручи, Девахути – Кардаме, а Прасути – Дакше. Они наполнили потомством весь мир.