Совершенство духовного знания

Господь Кришна продолжал: «Никакой аскетизм, никакое паломничество, молитва, милосердие или иные способы самоочищения не дадут человеку возможности достичь совершенства так, как это дает хотя бы один луч знания. И потому, вооружившись таким знанием, поклоняйся Мне, ибо мудрые преданы никому иному, как только Мне».

Уддхава сказал: «Умоляю Тебя, расскажи мне подробно о природе преданности, о мудрости и о добродетели и пороке».

Господь Кришна ответил: «После завершения великой войны, Юдхиштхира задал такие же вопросы Бхишме. Я кратко перескажу тебе ответы последнего. Божественная мудрость (джняна) – это тщательное понимание двадцати восьми фундаментальных принципов: пракрити, пуруша, махат, ахамкара и пяти тонких элементов, десяти органов чувств и ума, пяти главных элементов, трех гун (которые пронизывают все творение), а также одного абсолютного Существа, которое пребывает внутри всех их как единственная реальность.

Божественное знание является тем, с помощью чего человек вовсе не воспринимает различий, но осознает единство, которое лишь одно существует вечно, и потому его следует считать реальным. Только то является реальным, что существовало в начале, в середине и в конце (прошлое, настоящее и будущее), хотя в середине оно претерпевает эволюционные преобразования. Свидетельства мудрецов, непосредственное восприятие, традиция и выводы раскрывают это единство.

А теперь слушай о том, что помогает преданности: вера в рассказы о Моих играх, воспевание Моей славы, преданность поклонению Мне, гимны и молитвы, посвященные Мне, искренняя готовность служить Мне, предложение поклонов Мне, служение Моим преданным и, что более важно – способность видеть Меня во всем сущем, совершение всех деяний ради Меня, посвящение Мне всех слов и мыслей, отсутствие желаний, отречение от мирского богатства, чувственных удовольствий и наслаждений ради Меня и совершение всех религиозных ритуалов ради Меня. В сердцах тех, кто совершает все это, проявляется высшая любовь ко Мне. Когда у тебя есть эта любовь, более не остается ничего такого, чего следует достигать или что стоит достижения.

Непричинение зла, правдивость, воздержание от воровства, отсутствие привязанности, скромность, нестяжание, вера, воздержание, молчание, твердость, способность прощать, бесстрашие, повторение имени Бога, аскетизм, поклонение огню, самоотверженность, гостеприимство, поклонение Мне, паломничество, бескорыстное служение, удовлетворенность, служение гуру – это составляет яму и нияму.

Высшим милосердием является отсутствие ненависти к кому бы то ни было. Тот, кто рассматривает тело как «я», является глупцом. Добродетельный человек богат. Недовольный человек нищ. Разговор о добродетели – занятие напрасное. Рассуждать о достоинствах и недостатках других – ошибка; не глядеть на достоинства и недостатки других – добродетель».