Танец Раса

И Говинда начал танцевать мистический танец расу со всеми своими преданными. Гопи образовали круг, а Кришна, Господь йоги, оказался в промежутке между каждыми двумя девушками. Он касался их плечами, и каждая из них думала, что Кришна находится именно рядом с ней.

Раса – это разновидность танца, в котором одновременно принимает участие множество девушек. Как мог Кришна оказаться между каждыми двумя девушками и почему каждая гопи полагала, что Кришна находится только рядом с ней, когда Он находился рядом со всеми?

Вот по этой причине и сказано «Господь йоги», то есть Господь невообразимой силы. (Шридхара)

Небо заполнилось сотнями колесниц богов и богинь, желающих посмотреть на эту сцену. Били барабаны, цветы сыпались дождем с неба. Царь гандхарвов со своими женами воспевал пречистую славу Кришны. Громко звенели украшения гопи. Они танцевали и пели с великим воодушевлением и радостью. Удивленная Луна задержалась на небосклоне, и ночь все длилась и длилась. Танец продолжался до тех пор, пока гопи не дошли до изнеможения. Кришна утер их пот, и все они пошли принять омовение в Ямуне. После купания, успокоенные, они попрощались с Кришной.

Во время всех этих радостей Кришна оставался сдержанным и независимым.

Царь Парикшит спросил: «Воплощение Господа должно поддерживать дхарму и повергать адхарму. Что же тогда сказать об этом наслаждении с чужими женами, противоречащем всем предписаниям и отвратительном самом по себе, и этим занимался тот, кто является одновременно и источником, и защитником дхармы?»

Шукадева ответил: «Доводилось видеть, что даже великие пытались повлиять на то, что мы называем дхармой, и боги становились слишком дерзкими. Но это не означает, что они становились злыми, так как они обладают высшей силой, как огонь может пожирать все, сам всегда оставаясь чистым. Но тот, кто не имеет силы (то есть, кто является рабом своего тела и качеств), не должен предпринимать подобных актов даже мысленно. Если он совершит что-либо подобное по неведению, он неминуемо будет погублен. Только Шива оказался в состоянии выпить яд, появившийся из молочного океана.

Слова богов истинны. Но их поступки истинны только иногда.

Ибо их исключительная жизнь, протекающая в необычайных условиях и управляемая совершенно иными законами, далеко не всегда может служить примером для обыкновенных существ. Но то, что они говорят, всегда служит благу вселенной, и их словам нужно следовать как учению. А то, что нам раскрывается как их жизнь, зачастую имеет аллегорический характер, ее следует понимать в ином смысле.

Потому мудрый человек подражает таким их делам, которые согласуются со словами прочих великих людей. Они ничего не обретают, но ничего и не теряют из-за добрых или недобрых поступков. Ибо в них нет эгоизма. Что хорошо или что плохо для Того, кто является Господом всех существ? Преданно припадая к Его стопам, даже святые мудрецы освобождаются от цепей добра и зла силой йоги. По своей воле Господь облекся в тело. Так какие могут быть в Его случае ограничения?»

И было ли это на самом деле наслаждение с чужими женами? Не Он ли обитает во всех существах, включая гопи и их мужей. Он тот, благодаря кому проявляются все чувства. Для Него облечься в тело – только одна из игр. Он стал человеком, чтобы человек стал Богом. Похоже, что Своим желаниям Он потворствует, только чтобы превратить в преданного того человека, который о них услышит. Тема Шрингары Расы, или Любви, обращает к Богу умы даже тех, кто упорно от Него отворачивается. Такова суть любовных похождений Кришны. Жители же Враджи, под воздействием Майи Кришны, полагали, что их жены все время находились рядом с ними, а потому у них не возникало никаких болезненных эмоций по отношению к Кришне.

Отсюда следует, что грешники – это те, кто будет заниматься подобными делами, не обладая такой силой. (Шридхара)

Когда наступил час Брахма Мухурты (время перед самым рассветом), успокоенные гопи, по разрешению Кришны, простились с Ним и отправились по домам.

Тот, кто слышит или читает об этой игре Вишну с женщинами Враджи, проникается величайшей преданностью к Бхагавану и в мгновение ока отбрасывает от себя ту сердечную болезнь, которую именуют вожделением, страстью к женщинам.