Три гуны природы

Господь Кришна продолжал: «Уддхава, теперь Я расскажу тебе, как гуны влияют на человека. Каждая гуна производит определенную реакцию, которая проявляется в виде какого-нибудь свойства. Саттва гуна проявляется как самоконтроль, стойкость, аскетизм, правдивость, сострадание, осознавание, удовлетворенность, отречение, отсутствие привязанности, вера, скоромность и наслаждение своим «я».

Раджас проявляется как похоть, скоекорыстные действия, самонадеянное упорство, страстное желание, гордыня, надежда, неразумное различение, поиск удовольствий, стремительность, возбужденность, жажда славы, самодовольство, нескромный смех, энергия, сила и стремление.

Тамас проявляется как гнев, жадность, лживость, насилие, попрошайничество, лицемерие, усталость, раздоры, печаль, заблуждение, вялость, ожидание, сонливость, надежда, страх и лень.

В своих проявлениях гуны часто смешиваются в различных пропорциях, а отсюда и поведение человека являет собой смесь различных качеств, названных выше. Человек может исполнять религиозные церемонии с надеждой получить за это вознаграждение, и таким образом смешиваются две или более гун.

Все предметы и состояния в этом мире – местности, плоды, время, знание, действие, деятель, вера, состояние сознания, рождение, судьба – разделяются на сатвические, раджасические и тамасические. Три этих качества постоянно движутся и довлеют одно над другим. Поэтому иногда преобладает одно качество, иногда другое, а остальные временно подчинены им.

В общем, саттва возвышает душу и приближает ее ко Мне в чистой преданности, без ожидания земной или небесной награды. Раджас нарушает мир в человеке и заставляет его постоянно искать удовольствий и прибыли на человеческом уровне. С другой стороны, тамас затягивает его на более низкие ступени существования, сознания, природы и поведения. Будущее рождение человека определяется (естественно) совокупностью того, что представляет человек в то время, когда он покидает свое нынешнее тело.

Необходимо очень тщательно изучать природу и действие трех гун и выбирать сатвическое качество во всем, чтобы таким образом преодолеть раджас и тамас. Затем человек должен одолеть саттву ею же самой и, путем отделения себя от тонкого тела, достичь Меня. Ибо саттва не является целью жизни. Даже если в повседневной жизни и действиях человек все предлагает Мне и живет ради Меня, он выйдет из-под влияния трех гун. Тот, кто превосходит саму суть дживы и гун, не попадает ни внутрь, ни наружу: он постоянно живет во Мне».