Урваши очаровывает царя Пурураву

Шукадева сказал:

Ты услышал описание солнечной династии. Теперь услышь о династии бога Луны. Гарбходакашайи Вишну также называется Сахасраширша Пуруша. На озере Его пупка растет лотос, из которого появился Брахма. У Брахмы был сын по имени Атри. От слез радости Атри родился сын по имени Сома. Брахма сделал его владыкой брахманов, лекарственных растений и светил.

Согласно Ведам, Сома родился от ума Всевышнего Господа. Но в этом стихе говорится о том, что Сома родился от слез Атри. Здесь нет противоречия, ибо это рождение луны относится к другой калъпе.

Сома покорил всю вселенную, и возгордившись своим могуществом, похитил Тару, жену Брихаспати. Из-за этого между асурами и данавами произошла великая битва. Шукра встал на сторону бога луны, а Шива – на сторону Брихаспати. Брахме пришлось вмешаться в распрю, и он вернул Брихаспати жену, беременную от Сомы. По велению Брихаспати Тара сразу родила ребенка, который обладал несравненной красотой. И Сома, и Брихаспати предъявили свои права на сына. Но Тара, долго хранившая тайну происхождения ребенка, сказала, что этот ребенок – сын Сомы. Брахма дал ребенку имя Будха, ибо тот обладал проницательным разумом.

У Будхи и Илы родился сын Пурурава. Небесная дева Урваши пленилась красотой Пуруравы и некоторое время жила с ним как с мужем. И когда она покинула Пурураву он почти лишился разума. Разыскивая Урваши по всему миру, он вновь встретил ее на Курукшетре, и она согласилась проводить с ним вместе только одну ночь в году. Встретившись с Урваши на следующий год и проведя с ней ночь, он, подумав о будущей разлуке, не смог сдержать своего горя. Урваши посоветовала Пурураве умилостивить гандхарвов. Гандхарвы, довольные молитвами Пуруравы, даровали ему деву по имени Агнистхали, очень похожую на Урваши, но во время прогулки с ней по лесу его заблуждение рассеялось, и он сразу покинул ее.

Вернувшись домой, он провел ночь в размышлении об Урваши, и ради осуществления своего желания он решил совершить ведический обряд. Он отправился в то место, где оставил Агнистхали, и увидел, что там, из корня дерева шами, выросла ашваттха. Он взял веточку этого дерева и сделал из него две арани. Желая достичь планеты, где находилась Урваши, он стал повторять мантры, медитируя о нижней арани, как об Урваши, о верхней, как о себе, и о кусочке дерева между ними, как о сыне. Так он начал разжигать огонь. Огонь позволил достичь полного успеха в плотском наслаждении и чистоты при зачатии ребенка. Этот огонь стал считаться сыном царя Пуруравы.

В Сатья-юге все ведические мантры были заключены в одной мантре-пранаве, корне всех мантр. Единым источником всего ведического знания была Атхарва-Веда. Все поклонялись только Всевышнему Господу. В то время не было таких варн, как кшатрии, вайшьи, брахманы, шудры, была только одна варна – хамса.