Вселенская форма Бога

Мудрец Шука сказал: «О царь! Люди, лишенные духовного познания и поглощенные мире сими заботами, готовы слушать о чем угодно, но не о Боге. По ночам их жизнь растрачивается на сон и сексуальные наслаждения, а днем на зарабатывание средств или поддержание семьи. О потомок царя Бхараты, тот, кто стремится освободиться от всех несчастий, должен слушать о Всевышнем Господе, Всепроникающем Духе, воспевать Его и помнить о Нем. Высочайшее совершенство человеческой жизни, достигаемое или познанием материи и духа (санкхьей), или упражнением в мистической йоге, или правильным выполнением предписанного долга, заключается в памятовании о Всевышнем Господе в конце жизни (Нараяна-смирити). О царь Парикшит, величайшие мудрецы, стоящие выше предписаний и ограничений, черпают радость из бесед о славе Господа.

В конце Двапара-юги я услышал эту Бхагавата-пурану, представляющую сущность Вед, от своего отца Вьясы.

 Слушающий Бхагавата-пурану с полным вниманием и почтением достигает непоколебимой веры в Верховного Господа, дающего освобождение (Мукунду). О царь, постоянное воспевание святого имени Господа – это путь, дарующий освобождение всем: свободным от мирских желаний, жаждущим материального наслаждения и подвижникам.

Какова ценность продолжительной жизни, прошедшей впустую и в заблуждении? Мгновение, проведенное в полном сознании, гораздо ценнее такай жизни, ибо оно дает начало поиску высшего блага».

Надо использовать свою жизнь для прославления Господа всеми способами. Даже одно мгновение жизни, проведен ное так, никогда не сравнится с длинной жизнью, полной невежества и подобной жизни деревьев или жизни существ, которые живут тысячи лет, не ведая о духовном. (Ш.П.)

Мудрец Шука продолжал: «В последние минуты жизни человек не должен бояться смерти, ему следует избавиться от всех привязанностей к материальному телу и от всех желаний.

Он должен оставить дом и упражняться в самообуздании. Он должен, совершив омовение в священном месте, сесть в уединенном месте, подготовленном должным образом (солома, шкура лани, ковер). При этом он должен мысленно повторять три трансцендентных звука (А-У-М) и, управляя дыханием, контролировать ум так, чтобы не забыть трансцендентное семя [брахма-биджам].

Слог ОМ – это маха-биджа-мантра. Слово «маха» означает «великий», «биджа» означает «семя, источник, причина». Маха-биджа означает, что слог ОМ является источником всех мантр. ОМ – самая главная из мантр. В ведической традиции считается, что все Веды, вся вселенная и все существа произошли из ОМ. ОМ является олицетворением Высшего Брахмана, Абсолютной Истины. ОМ содержит в себе все биджа-мантры, являющиеся семенами всех мантр. ОМ – основной звук, из которого произошли все прочие звуки и их обозначения – буквы. Если мы правильно произносим ОМ, то проявляется реальная форма тонкого и неслышимого состояния звука. ОМ есть манифестация первоосновной космической вибрации.

ОМ – это Шабда-Брахман (Высшее Сознание, проявленное в звуке), Пранава (мантра, которая проходит через прану (дыхание) и пронизывает всю жизнь) и Омкара.

ОМ – это Высшая Душа (Параматма), универсальное имя, форма Бога. ОМ – это и Бог, и средство осознания Бога. Это Махамантра, самая могущественная священная формула. Повторяя ее и медитируя на нее, человек преодолевает влияние космического неведения и соединяется с Высшим Сознанием, с Богом.

Три звука заключены в ОМ: А-У-М. У каждой из этих букв много значений. При правильном произнесении ОМ звук зарождается из пупка с глубокой и гармоничной вибрацией и постепенно поднимается до ноздрей, где звучит как носовой звук «м».

Только йогины могут слышать трансцендентную вибрацию в слоге ОМ.

ОМ проявляется в журчании ручейка, в шелесте листьев, реве тигра, звоне колоколов, грохоте барабанов, музыке сфер, пении птиц, в разговоре людей и в смехе детей.

А-У-М означает время, пространство и причину; прошлое, настоящее и будущее; рождение, развитие и смерть; начало, середину и конец; дух, ум и материю; три состояния сознания: бодрствование, сон со сновидениями и сон без сновидений. Четвертое состояние сознания – турия, состояние единства – находится вне этих трех и выражается молчанием (неуловимой вибрацией, следующей за звуком М).

А-У-М – это Кришна, Радха и живое существо; Брахма, Вишну, Шива; Сарасвати, Лакшми, Дурга. ОМ – это аминь в христианских богослужениях. ОМ – это обозначение Высшего Бытия, вечности, Абсолюта и Сознания.

Постепенно, когда ум одухотворится, он отрешится от объектов чувств, а чувства будут контролироваться разумом. Ум, слишком погруженный в материальную деятельность, не может быть занят служением Всевышнему Господу. Затем ты должен медитировать на части тела Вишну по очереди, одновременно созерцая все тело. Так ум освобождается от всех объектов чувств. Вишну есть Высшая Истина, и ум может найти успокоение только в Нем.

Ум человека всегда возбужден гуной страсти и заблуждается из-за гуны невежества. Но ум можно очистить, установив отношения с Вишну, и он умиротворится благодаря очищению. О царь, посредством такого способа памятования и стремления видеть всеблагого Господа можно быстро обрести преданность Господу».

Царь Парикшит задал следующий вопрос: «Как и где надо сосредоточиваться?»

Шукадева ответил: «Надо практиковать асаны, управлять дыханием посредством йогической пранаямы и, контролируя ум и чувства, с помощью интеллекта сосредоточивать ум на Вселенской Форме Господа (вират-рупе).

Это гигантское проявление материального мира является телом Абсолютной Истины, в котором воспринимается прошлое, настоящее и будущее. Гигантская Вселенская Форма Бога внутри вселенского яйца, которое покрыто семью оболочками материальных элементов, является объектом сосредоточения.

Господь имеет бесконечное количество проявлений и воплощений. Эта вселенная, а также многие другие сотни тысяч вселенных, покрытые семью материальными оболочками (земля, вода, огонь, воздух, акаша, аханкара и Махат), подобны гигантским шарам, лежащим на водах Причинного океана. Все вселенные в состоянии семени исходят от дыхания Маха-Вишну, который есть лишь часть частичной экспансии Господа.

Патала – подошвы стоп Вселенского Господа, Расатала – пятки, и Махатала-планеты – Его голени; колени Вселенской Формы – это планетарная система, называемая Талатала, а два бедра – это Витала и Атала. Поясница – Махитала, высший космос – Его пупок. Грудь Его – сонмы светил (подобные Солнцу и Луне, расположенные почти в середине вселенной). Его шея – Махар-лока, Его рот – Джана-лока, Тапас-лока – лоб, Сатья-лока – голова Того, Кто имеет тысячи голов. Его руки – полубоги, возглавляемые Индрой; десять сторон света – Его уши, физический звук – Его чувство слуха. Его ноздри – два Ашвини-кумара, материальный запах – Его чувство обоняния.

Его рот – пылающий огонь (Агни). Небесный свод – Его глазная впадина, а глазное яблоко – солнце, дающее силу видеть. День и ночь – Его веки, а в движении Его бровей пребывают Брахма и другие высочайшие существа. Варуна, правитель вод, – Его нёбо. Сок, или сущность всего – Его язык. Ведические гимны – брахма-рандра Господа, Яма – Его челюсти, искусство обольщения – Его зубы, Его улыбка – очаровывающая иллюзия, бесконечный океан материального творения – лишь боковой взгляд.

Скромность – Его верхняя губа, жадность – Его подбородок, религия (дхарма) – Его грудь, безрелигиозность – Его спина, Брахма – Его детородный орган, Митра-варуны – Его два яичка. Океан – Его живот, а холмы и горы – Его скелет. Реки – вены гигантского тела, деревья – волосы на Его теле, всемогущий ветер – Его дыхание, проходящие века – Его движения, и Его действия – взаимодействие трех гун материальной природы. Облака, проливающие дождь, – волосы на Его голове, сумерки – Его одежда, высшая причина материального творения – Его разум. Его ум – луна, источник всех изменений. Махат-таттва (причина материи) – сознание и энергия познания вездесущего Господа, а Шива – Его внутренний орган сознания [антахкарана]. Лошади, мулы, верблюды и слоны – Его ногти, а дикие животные и все млекопитающие расположены в области поясницы Господа. Птицы – Его чудесный артистизм. Ману – символ Его разумности, а человечество – Его обитель. Гандхарвы, видьядхары, чараны и апсары – Его музыкальный ритм) – Его чудесная сила.

Лицо Вират-пуруши — брахманы, Его руки – кшатрии, Его берцовые кости – вайшьи, а шудры находятся под защитой Его стоп. Все почитаемые полубоги также пребывают в Нем, и обязанность каждого – совершать жертвоприношения для ублажения Господа».

Шукадева Госвами сказал: «Я описал тебе Вселенскую Форму Верховного Господа. Желающий освобождения сосредоточивает свой ум на этой форме Господа, ибо в материальном мире нет ничего более великого.

Ты должен сосредоточивать свой ум на Верховном Господе, который расширяется во многие проявления, подобно тому как обычные люди создают тысячи проявлений во сне. Человек должен сосредоточивать свой ум на Нем, единственной Реальности и Океане Блаженства. В противном случае он будет ввергнут в заблуждение и станет причиной своего собственного падения».