Введение

Термин «пурана» обычно переводится как «древнее предание». В Вайю-пуране (1.123) этот термин истолковывается как «то, что существует с древних времен», а в Матсья-пуране (53.63) – как «записи древних событий». Известнейший санскритский ученый Рангачарья объясняет слово «пурана» как рига nava (рига – древнейший; nava – новый), что относится к вещи, которая так же хороша, как новая, хотя существует с древних времен.

Часто термин «пурана» упоминается в тесной связи с итиха-сами (сказаниями), такими как Махабхарата и Хариванша. Как разновидность духовной литературы пураны существовали в ведические времена, и о них упоминается в Атхарва-веде (11.7.24), в Брахманах (Гопатха 1.2.10.; Шатапатха 14.6.10.6.) и в Тайтирия Араньяке (2.10) В Чхандогья-упанишаде пуранам и итихасам придается статус «пятой Веды», а значит, они признаются авторитетным священным писанием.

Пураны являются подлинными энциклопедиями, содержащими обширные сведения по философии, медицине, лингвистике, музыке, драматургии, метафизике, космологии, астрологии и т.д. В них подробно описаны теургические ритуалы (шраддхи и яджны), святые места (тиртхи), социальные и религиозные обязанности. Пураны открывают грандиозную панораму метаи-сторического развития вселенной, и в них запечатлены основные космические события, отразившиеся в глубинных мировоззренческих архетипах и сформировавшие во всеобщем сознании многомерные пространства трансмифов.

Пураническая литература состоит из 18 великих пуран (махапуран) и множества вспомогательных пуран (упапуран). В Шримад Бхагаватам (12.13.4-8) дается следующий список махапуран и количество содержащихся в них шлок:

  • Брахма-пурана – 10000
  • Падма-пурана – 55000
  • Вишну-пурана – 23000
  • Вайю-пурана – 24000
  • Бхагавата-пурана – 18000
  • Нарада-пурана – 25000
  • Маркандея-пурана – 9000
  • Агни-пурана-10500
  • Бхавишья-пурана – 14500
  • Брахмавайварта-пурана – 18000
  • Линга-пурана – 11000
  • Вараха-пурана – 24000
  • Сканда-пурана – 81000
  • Вамана-пурана –10000
  • Курма-пурана–17000
  • Матсья-пурана – 19000
  • Гаруда-пурана – 19000
  • Брахманда-пурана – 12000

Падма-пурана (Уттара-кханда, 263.81-4) разделяет все махапураны на саттвику, раджасу и тамасу. Саттвика – Бхагавата, Вишну, Падма, Нарада, Гаруда, Вараха. Раджаса – Брахманда, Брахмавайварта, Брахма, Вамана, Бхавишья. Тамаса – Матсья, Курма, Линга, Шива, Агни и Сканда.

Древние и современные метафизики считают Бхагавату-пурану самым важным писанием из всех пуран. В Падма-пуране утверждается, что Бхагаватам является синтезом мудрости, отречения и преданности. Слушая ее и медитируя над ее посланием, человек обретает освобождение и божественную любовь. Согласно Вопадеве, Веды, пураны и священные поэмы [кавъи] дают нам наставления соответственно как учитель, друг и возлюбленный. Но Бхагаватам вобрала в себя функции всех трех и руководит нами (Харилиламрита 1.9). Можно привести множество свидетельств, подтверждающих славу Бхагаватам. О ее исключительном значении свидетельствует то, что все основатели главных школ Веданты обращались к Бхагаватам и, комментируя ее, стремились утвердить свою метафизическую доктрину. Сударшана Сури и Вира-рагхава (вишишта-адвайта), Виджаяд-хваджа (двайта), Валлабха Гиридхара (пурна-адвайта), Шукадева (бхеда-абхеда), Джива Госвами и Вишванатха Чакраварти (бенгальская школа ваишнавизма), Шридхара (адваита), Ганга Сахая (адвайта) и многие духовные учителя написали превосходные комментарии на Бхагавату-пурану.

В Бхагаватам перечисляются десять основных тем, которые всесторонне раскрываются в этом священном писании: тонкое творение (сарга), грубое творение (висарга), закон и порядок, установленный Богом (стхана), защита и поддержка мира (пошана), кармические тенденции (ути), периоды правления Ману (манвантара), описание деяний Господа (ишанукатха), уничтожение мира (ниродха), освобождение (мукти), высшее прибежище или высшая реальность (спирая).

Метафизические прозрения древних пророков и послания Высшего Сознания, охватывающие все области человеческого и сверхчеловеческого знания, запечатлены в Ведах. Согласно мнению самой традиции, Веды первоначально передавались изустно, но пять тысяч лет назад они были записаны легендарным Вьясадевой, который считается «литературным воплощением Бога». Составив основной корпус ведической литературы, Вья-садева изложил сущность Вед в афоризмах, называемых Брахма-сутрами или Веданта-сутрами. Чтобы разъяснить суть афоризмов, посвященных познанию Абсолютной Истины, мудрец Вьясадева под руководством божественного мудреца Нарады составил комментарии к ним – Бхагавату-пурану. Бхагаватам, называемая «зрелым плодом древа ведической мудрости», является авторитетным изложением сокровенного трансцендентального знания. Составив Бхагаватам, Вьяса передал ее своему сыну, просветленному мудрецу Шуке. Шукадева, в свою очередь, поведал Бхагавату-пурану царю Парикшиту в присутствии святых мудрецов и подвижников, собравшихся на берегу Ганги. Парикшит, получив предупреждение о скорой смерти, оставил свое царство и решил обрести освобождение, предавшись посту и духовному созерцанию. Бхагавата-пурана начинается с обращения императора Парикшита к просветленному Шукадеве: «О святой, о великий мистик, ты – духовный учитель великих святых и преданных. Я прошу указать путь совершенства для всех личностей, а особенно для тех, кто близок к смерти. Даруй мне знание о том, что человек должен слушать, воспевать, о чем помнить, чему поклоняться и что он не должен делать. Милостиво объясни мне все это».

В течение семи дней, вплоть до своей смерти, царь вместе с собравшимися мудрецами внимал поучениям Шукадевы, в которых раскрывалось посвященческое знание о природе Бога, вселенной и человека. Мудрец Сута, присутствовавший на той мистерии, где Шукадева впервые изложил послание Шримад Бхагаватам, впоследствии повторил его перед мудрецами, которые собрались в лесу Наймиша и проводили великое таинство для нейтрализации разрушительных влияний начавшейся Кали-юги.

Композиция Бхагаваты-пураны строится на вопросах Парик-шита и ответах Шукадевы, которые пересказывает Сута. Кроме того, сам Сута иногда отвечает на вопросы Шаунаки, возглавляющего собрание мудрецов в лесу Наймиша. Также Шукадева часто пересказывает содержание философских бесед великих мудрецов и Боговоплощений. Таким образом, учение Бхагаватам транслируется через четыре линии учителей:

Вишну – Нарада – Вьяса – Шука (Бх. П. 2.4.25; 2.9.5-7; 3.4.13) Нараяна – Нарада – Вьяса – Шука (10.87.8, 47-48) Нараяна – Нарада – Прахлада (7.6.27-28) Санкаршана – Санаткумара – Санкхьяна – Видура (3.8.2-9)

В книге «Мистерии Бхагаваты-пураны» дается краткое и доступное для широкого круга читателей изложение учения и ми-стериальных событий, описанных в Бхагаватам. Практически эту книгу можно назвать сокращенным переводом Шримад Бхагаватам. Многие тексты и отдельные главы переведены почти полностью. При изучении книги надо учитывать, что в строках, напечатанных мелким курсивом, даются фрагменты из трудов известнейших комментаторов Бхагаваты-пураны: Шридхары Свами, Бхактисиддханты Сарасвати, Шрилы Прабхупады и других учителей, распространяющих провозвестие божественной любви.