Выше отречения и знания

Господь Кришна продолжал: «Ни одно из следующих занятий – йога, санкхья, дхарма, изучение писаний, аскетизм, отречение, работа на общее благо, религиозные обряды, обеты, паломничества,яма-нияма (дисциплины) – неугодно Мне больше, чем общение со святыми (сатсанга). Посредством общения со святыми человек освобождается от привязанности. Через общение со святыми даже демоны, животные, птицы, небожители, змеи и другие достигали Меня. Без следования предписанным правилам и без приобретения традиционных качеств, пастушки и коровы достигли Меня исключительно благодаря самозабвенной любви ко Мне. А потому отринь все эти разговоры о наставлениях и запретах, содержащихся в писаниях; обрети прибежище во Мне одном, ибо Я есть суть всего».

Уддхава сказал: «Господь, даже после всего, что я слышал, во мне остаются невежество и сомнения. Молю тебя, рассей их».

Господь Кришна продолжал: «Точно так же душа проникла в тайные покои человеческого существа через жизненную силу и, преобразившись в разум, проявляется в качестве речи. Таким же образом различные действия тела, вся видимая Вселенная и божества, владычествующие над всем этим, являются Моими проявлениями, хотя по сути своей Я един и непроявлен. О, Уддхава, отбрось ложное представление, будто Вселенная отлична от Бога и имеет существование независимо от Бога. Вселенная не имеет существования, отличного от Бога, равно как ткань не имеет существования без нити (хотя обратное утверждение не является истинным).

Это древо проявления не имеет начала. У него два семени (добродетель и порок) и бесчисленные корни (желания и действия). Стволами его служат три гуны, а сучьями – пять основных элементов. Пять несчастий бродят в нем жизненными соками. У этого дерева одиннадцать ветвей (разум и чувства), и на нем обитают две птицы (душа и Бог). Оно приносит два плода (радость и печаль) и простирается до Солнца. Мирские люди, являющиеся рабами желаний, едят один плод – печаль. Мудрецы вкушают другой – радость.

Только тот, кто посредством бдительного наблюдения и наставлений гуру постигает то, что все творение едино со Мною, способен одержать верх над собой. С помощью «я», подчиненного таким образом, уничтожь корень этого различия, порожденного невежеством, вместе с мудростью, порожденной преданностью гуру; затем выброси прочь даже это оружие (мудрость) и будь свободен».