Забавы Кришны

Шукадева сказал:

Гарга, семейный жрец Ядавов, прибыл во Враджу по зову Васудевы. Нанда принял его должным образом и сказал: «Ты сведущ в Ведах, а также пишешь трактаты по астрологии. Исполни, пожалуйста, церемонию наречения имени для двух мальчиков». Гарга ответил: «Я известен как жрец Ядавов, и если я совершу этот обряд, Канса сможет заподозрить, что твой ребенок – восьмой сын Деваки». Нанда пообещал сохранить все в тайне, и Риши провел церемонию. Обращаясь к Нанде, он произнес:

«Этот сын Рохини да будет назван Рамой, или очаровательным, ибо Он будет очаровывать друзей Своими достоинствами. За свою необычайную силу Он будет также именоваться Балой. А благодаря тому, что Он вновь соединит Ядавов, Его назовут Санкаршаной.

А этот второй мальчик, принимая тело из юги в югу, имел три цвета – белый (сукла), красный (ракта) и желтый (пита). Теперь же Он принял черный цвет (Кришна). В прошлом Он рождался как сын Васудевы. Потому знающие люди называли его Шримат Васудева. У Него было много имен и много обликов в соответствие с Его качествами и деяниями. Ни я, ни кто-либо еще, не знаем их всех. Он дарует вам величайшее благословение и защитит вас от всех опасностей. В былые дни с Его помощью люди победили тех, кто напускал на них болезни и страдания. Тех, кто привяжется к Нему душой, не победят враги, как демоны не победят последователей Вишну. А потому этот сын Нанды по своим достоинствам, силам и славе равен Нараяне».

Когда Кришна подрос, но еще оставался ребенком, Он стал очень шаловлив. Так пастушки Гопи жаловались, что Кришна однажды будто бы отвязал телят, не дожидаясь времени их кормления. Или Он выпивал все их молоко и съедал весь творог, поделившись остатками с обезьянами. А если те не ели, то Он будто бы разбивал горшок. Если Он не получал того, что ему хотелось, то Он проклинал человека или других мальчиков. Если до горшков было не дотянуться, то Он мог забраться на сидение или табуретку и утащить эти подвешенные горшки, чтобы добраться до их содержимого. Чтобы достичь Своей цели, Он мог осветить темную комнату сиянием Своего тела и Своих драгоценностей. Речь Его была дерзкой, и Он вел Себя как непослушный ребенок. А в заключение, пастушки-гопи восклицали: «А теперь посмотри, с каким невинным видом Он пред тобой стоит!» Но Кришну выдавал страх в Его глазах. Хотя Яшода Его не наказывала, а только улыбалась.

Однажды Рама и другие мальчики пожаловались Яшоде, что Кришна ест землю. Мать стала Его увещевать, на что Он воскликнул: «Они лгут! А если говорят правду, то проверь Мой рот». «Ну-ка, открой его», – сказала Яшода. И что же она там обнаружила? Семь островов, планеты, звезды, три гуны вместе со всеми их трансформациями, весь Вриндаван и себя саму.

«Это сон или иллюзия, или все это проявление силы моего сына? Если это Ты – Неведомый, то прими мои поклоны. Я принимаю защиту Того, благодаря чьей Майе я кажусь Яшодой, этот Нанда – моим мужем, а этот мальчик – моим сыном, а пастухи и пастушки – моими близкими». Она обрела истинное познание, но Майя, принадлежащая Вишну, вскоре затуманила его, и Яшода опять стала думать, что Кришна – это ее собственный сын.

Царь Парикшит спросил:

«Что такое совершил Нанда, что Кришна стал его приемным сыном? И что совершила Яшода, что Кришна стал питаться из ее груди? Даже Его собственные родители не смогли быть свидетелями деяний, которые воспели поэты».

Шука ответил:

«Дрона, глава Васу, и его жена Дхара явили великое послушание Брахме: «Да будем мы, рожденные на Земле, обладать высочайшей преданностью Всевышнему Господу». Такова была их молитва Брахме, и она была удовлетворена. Дрона родился как Нанда, а Дхара как Яшода.